| Аэрофлот-опен. Репортаж |
|
Илья ОДЕССКИЙ, международный мастер |
|
ПОБЕДИТЕЛЬ ЗАБИРАЕТ ВСЕ |
Победителем «Аэрофлот-опена» стал 17-летний Ян Непомнящий (Россия). Из 9-и партий он выиграл пять при четырех ничьих, набрав, таким образом, 7 очков. Ближайшие преследователи, россияне Александр Мотылев и Алексей Дреев, отстали на пол-очка.
The winner takes it all. Первый приз в размере 30 000$. Путевку на супертурнир в Дортмунд, где будет играть наравне с самыми сильными шахматистами нашего времени. Гранты. Внимание прессы. Поздравления от коллег, друзей, болельщиков. Славу.
В общем, всё.
Предваряя фотографии и в целом репортаж, сделаю один маленький шаг в сторону. Есть такой замечательный фильм: «Быть Джоном Малковичем». В нем все необычно, но особенно – тот эпизод, в котором герой через черный ход попадает в собственную голову. Сидя у себя в голове, он каким-то образом оказывается в ресторане, все посетители которого – дети, старики, мужчины, женщины, едоки, официанты – все до единого сплошь Малковичи. Люди с его лицом. Более того, любые слова, которые они произносят – это тоже «Малкович». Будто то заказ блюд, болтовня за столом, вопросы, восклицания – все равно «Малкович». Малкович, Малкович? Малкович. Малкович! Малкович... Малковичмалковичмалкович.
22 февраля 2008 года в Москве снимали большой широкоформатный фильм «Быть Яном Непомнящим». Кто-то участвовал в этом фильме в охотку, кто-то через силу. Последним хочу сказать одну простую вещь: в году 365 дней (в нынешнем – даже на день больше). Один день можно и потерпеть.
Тем же, кто весь турнир переживал за молодого талантливого шахматиста, кто искренне желал ему успеха – в этот день они обязательно Непомнящий. Или Непомнящий. В крайнем случае, Непомнящий. А, скорее всего, Непомнящий.
Последняя партия «Аэрофлот-опена». С остальных столов фигуры давно уже убрали. Да и столов-то почти не осталось. Пора освобождать зал, через полчаса должна начаться церемония награждения.
В такие минуты никто не болеет ни за белых, ни за черных, но лишь за то, чтобы партия наконец закончилась. Одни сокрушаются, что водка стынет. Другие, что шампанское греется. Для третьих доллар в призовом конверте падает вниз от инфляции. Жизнь дорожает – деньги дешевеют. Ежеминутно.
А у вьетнамца лишняя фигура. Вашье-Лаграв говорит: ну и что? Сдаваться не буду. Эндшпиль-то ничейный. А вьетнамец молчит, но всем своим видом показывает, что готов играть от заката и до рассвета. И вот уже кто-то предлагает подсыпать ему в пепси-колу снотворное.
Но все обошлось.
Виктор Глатман и Марк Дворецкий.
После того, как я сделал это фото (плюс несколько дублей, конечно), Виктор Борисович подошел и сказал: нельзя ли когда-нибудь выслать фотографии по е-майлу. Они ему дороги как память. Я сказал, что это можно сделать прямо сейчас.
Мы пошли в судейскую комнату. Там был включен ноутбук. Работал Интернет. В ноутбуке не было входа для карты из фотоаппарата, но у меня с собой был картридер. Еще один проводок, щелк-щелк – и на мониторе появились фотографии. Мы отобрали нужные, зашли в электронную почту и отправили выбранные снимки на тот адрес, который продиктовал Глатман.
Почему так нудно, с чрезмерными подробностями рассказываю эту, в общем-то незамысловатую производственную историю?
Я не знаю, как работает фотоаппарат. И не стыжусь этого. Скорее уж люди, которые знают, как работает фотоаппарат, покажутся мне странными (чтобы не сказать больше). Думаю, все в конце концов выяснится. Внутри каждого фотоаппарата сидит персональный японский чертик. Японские чертики лучше наших. Поэтому их фотоаппараты лучше наших. Эта версия кажется мне наиболее убедительной и правдоподобной. А «инструкция по применению», вложенная в коробку с фотоаппаратом, представляет из себя вредную шаманскую книжку, с множеством непонятных слов и заклинаний. «Если требуется изменить чувствительность ISO, нажмите кнопку, отображающую выдержку затвора и величину диафрагмы». Ха-ха-ха. Так вам и поверил. Не морочьте голову, скажите лучше, куда посадили чертенка, в какую дырочку.
То же самое ноутбук. Дело в общем-то простое. Нажать на кнопку, подождать, пока агрегат пискнет, поурчит и прогреется. Потом загорится монитор – и можно работать. Но сам-то он как работает? Явная чертовщина и шаманство. Не говоря уже о картридере. Когда братья Стругацкие в повести «Пикник на обочине» описывали «полную пустышку», они, наверное, не предполагали, что реальность нахально слямзит у вымысла все чертежи и названия. Картридер – это типичная полная пустышка. Магнитная ловушка типа 77-б. Как и было обещано.
А электронная почта? В чем там фокус? Почтальон с толстой сумкой на ремне, «вам письмо, распишитесь» или «вам извещение, приходите на почту» – нормальная человеческая жизнь, никакой мистики. Нет же, надо нажать на кнопочку – и за три моря-окияна уходит письмо, а к нему, ко всему прочему, скрепкой пришпилены фотографии, и это письмо нельзя ни потрогать, ни понять, как это оно так быстро летит?! И не понимая, все равно письмо через минуту после его отправления получить, файлы с фотографиями раскрыть, распечатать и обратно письмо отправить.
Вот так вот люди думают, думают – и вдруг выключают все приборы разом, закрывают дверь на два замка и уезжают в глухую деревню на всю оставшуюся жизнь.
Я их понимаю. Но поступать так пока не буду.
Слева – Артем Ильин. А справа кто?
«– Принц, а принц! Сынок! – кричит король. – Смотри, кто к нам приехал! Узнаешь?
Принц молча кивает головой.
Король: – Кто это?
Принц: – Таинственная и прекрасная незнакомка!
Король: – Совершенно верно!»
Боря Грачев. В последнем туре обыграл Тимофеева (недавнего победителя «Moscow-open», между прочим) и вышел на «+3». Взял 6-й приз. Поднял рейтинг. Заслужил уважение.
В общем, все хорошо. Одно плохо: на радостях Боря, что называется, «употребил». Не так, чтоб очень. Но все-таки заметно.
Нарочно говорю все это публично. Знаю, что этого делать не следует. Думаете, мне хочется? Нужно.
Боря! Можешь обижаться, сколько захочешь. Но ты посмотри на Пашу Смирнова. Таким хочешь стать? Он ведь тоже, небось, начинал с малого. И вот до чего дошел. Тоже хочешь? А если нет, то не надо и начинать.
Что касается Павла, то в одном из предыдущих репортажей написал: пока не увижу собственными глазами – не поверю. Увидел. Это стыд и позор. На партию с катарцем Аль-Саедом Павел вышел в невменяемом состоянии. Мы теряем парня. Не знаю, кто такие «мы», но мы теряем парня.
На «Аэрофлот-опене» талантливейший, одареннейший Павел Смирнов занял... 55-е место (всего участников было на 10 человек больше). Его рейтинг уже упал ниже отметки «2600». И еще 20 пунктов придется отдать по итогам этого турнира.
Если у него есть, не знаю, Федерация региональная или городская, нормальные вменяемые друзья – делайте что-нибудь. И как можно скорее.
Вытаскивайте его!!!
Марина Макарычева и Анатолий Вайсер.
Просто крутой мэн.
Навел на него объектив, он посторонился – думал, снимаю кого-то другого. Я жестами показал: нет-нет, мне нужен именно ты. Он показал пальцем на себя и сказал: я не знаменитость. (Если «феймос» по-английски – это «знаменитость», то он сказал, что он – нет.) В ответ я выставил вперед два больших пальца.
Мы друг друга поняли.
Анна Ушенина. Имеет все основания быть недовольной как своей игрой, так и результатом.
Если не лень, сходите посмотрите самый первый репортаж, с открытия. Сравните, как там улыбается Ушенина и как здесь. Никаких слов не нужно, все и так понятно.
Но – улыбается. И не отворачивается. Значит, уважает труд фотографа.
Спасибо.
Катя Юсупова и Георг Мейер.
А теперь вернемся-ка к фото, которое я сделал в одном из первых туров.
Найдите, как говорится, десять отличий. Хорошо, найдите одно отличие.
Да! Начав с полуочка из трех, Мейер, наверняка на фарт, сбрил бороду. А вот фигушки у него что вышло. С «минус два» начал, на «минус двух» и остался.
Или, может, на спор пришлось бороду сбрить. Мне однажды вообще пришлось на спор постричься наголо. А вечером играть. Так мой соперник как увидел знакомую рожу, но лысую, как коленка, так почти сразу же несложный удар на h7 зевнул. Ходу на 16-м, не позже. А фамилия его была Запорожан.
Сергей Волков и Александр Мотылев.
Сергей делает рукой такие движения, будто рассказывает «бородатый» грузинский анекдот. Про то, сколько будет дважды два. «Десять? Нет, сынок. Семь-восемь, где-то так. Но не десять!»
А у Саши в руках – точная копия моего фотоаппарата. Но только копия, а не оригинал. Иначе чем бы я это все снимал?!
Гроссмейстер Мотылев осваивает новую специальность. Хотя, на мой субъективный взгляд, у него и с прежней все в полном порядке.
Начинается торжественная церемония закрытия. У микрофона – Александр Бах. Рядом с ним главный судья турнира Герт Гийссен. И Наталья Шустаева.
А что Наталья Ивановна держит в руках? Не знаю, хорошо ли вам видно. Мне видно хорошо. Логотип ФИДЕ, и подпись Илюмжинова, и синюю окаймовочку. Остальное нетрудно додумать самому.
Это диплом о присвоении Яну Непомнящему звания «гроссмейстер»!
На секунду перевел камеру на зрителей. А там – парень. В стилизованной под шахматные клетки такой штуке, не знаю, как называется. В общем, одежда – и вроде как расписана под шахматную доску.
На такой доске партия никогда не кончится. Потому что мат не дашь. Король всегда убежит. Ты его припрешь в углу на h8 – а у него еще полсотни вертикалей и горизонталей в запасе. Лови его потом на Z47.
Главный герой уже на сцене. Главный судья держит короткую речь.
Доволен...
Ответная речь победителя. «Я благодарен организаторам, спонсорам, судьям – и соперникам, любезно предоставлявшим мне шансы по ходу всего турнира».
Где-то я это уже слышал... про соперников... Или соперниц? Точно! Тронная речь Насти Мыскиной по окончании «Кубка Кремля». Те же слова.
Может, Яну понравился оборот речи. Но, скорее всего, все-таки сам придумал. Экспромтом.
Очередной подарок. Спонсор (прослушал, какой именно, но, кажется, «Пепси») выносит грант. И вручает Яну.
На этом церемония подходит к концу.
Лехаим!
Традиционное фото на память. С шампанским. Шампанское, кстати, было вкусным. И его было много. Много и вкусно – удачное сочетание, я считаю.
В общем, вы поняли, по каким строго объективным причинам выпуск этого репортажа в эфир несколько задержался.
Александр Костьев с Леной Таировой и ее мамой.
Что характерно – бокала в Лениной руке нет.
Не первое и далеко не последнее интервью, которое роздал Ян Непомнящий в этот вечер.
Вопросы задает Марина Макарычева, «НТВ+».
Я тоже успел задать пару вопросов. В темпе – даже не блица, а «буллета».
– Это твой самый большой в жизни приз?
– Да!
– На что потратишь, уже решил?
– Нет!
– На мороженое-пирожное?
– Нет!
– Как получилось, что в таком сильном турнире – и не то, что ни одного поражения, а ни одной плохой позиции за все 9 туров не имел?
– Это только так кажется, что не имел. Имел! Во втором туре, например. И потом тоже.
– Какова роль Владимира Поткина в твоей победе?
– Огромна! Почему-то все считают, что он мне только помогал в дебюте. На самом деле, столько же, если не больше, он мне помог психологически настраиваться на каждую партию.
– Что же такого особенного он тебе говорил?
– Вроде ничего особенного. А помогало очень сильно!
– К Дортмунду готов?
– Не готов! Но буду готовиться.
– Живешь в Москве?
– Да.
– А москвичом себя ощущаешь?
– Наполовину. А наполовину все-таки брянчанин.
– А живешь где? В общаге университета?
– Нет, мне квартиру снимают.
– Ты мне когда-то говорил, что читаешь много. А сейчас что читаешь?
– Чехова. И восточные притчи.
– А смотришь чего?
– Все подряд!
И – на падающем флажке – последний вопрос:
– На сколько лет себя ощущаешь?
– Ровно на свой возраст.
– А тебе сейчас...
– Семнадцать!
– Удачи, Ян!
– Спасибо!
И пошел в народ отрываться.
Ян и Рауф. Сотый раз они мне рассказывают одну и ту же историю. И сотый раз я не догоняю, в чем тут юмор и вообще смысл.
Рассказываю от себя. Играют Ян и Рауф в ICC. Рауф проигрывает пять раз подряд. (Что само по себе сенсация, ведь Рауф блицор не просто сильный – легендарный.) При счете 5:0 Ян ему пишет: ты мне булочек напеки, булочник.
Конец половины истории. Вторая половина – на «Аэрофлот-опене». Ян перед первой партией подходит к Рауфу, говорит: ты мне булочек уже напек? А Рауф ему отвечает: иди играй, иди выигрывай. И так пять раз в разные дни.
И в общем, получается так, что в эти пять дней Ян и выиграл свои пять партий.
Ну. И чего они хохочут? То есть Рауф для него как талисман? Или что? И почему «булочек»? Мне кажется, это какой-то сленг уже следующего поколения. Тут бесполезно вслушиваться, надо либо быть носителем этого языка, либо махнуть рукой и не ломать себе голову.
Потом Ян стал фотографироваться со всеми подряд. Вроде никому не отказывал. Хотя попадались совсем уж экзальтированные товарищи. Один любитель при мне подскочил, стал трясти Яну руку, говоря: «Как я хочу с тобой сфотографироваться, ты очень похож на моего сына»...
Прежний Ян наверняка бы что-нибудь ответил. Даже сомнений нет никаких, что именно. Через две минуты в зале была бы уже куча-мала. А нынешний спокойно встал под объектив фотокамеры. Что-то все-таки в нем меняется.
Я тоже пошел в народ. Все уже немножко выпили. Можно было снимать спокойно.
В свое время кто-то сочинил такую эпиграмму:
Как не догнать бегущего бизона,
Так не унять поющего Кобзона.
Тот, кто это сочинил, просто ничего не знал о Эмиле Сутовском.
В роли благодарного слушателя – Ирина Закурдяева.
Иностранцы. Это сразу видно.
Совершенно не собираюсь пресмыкаться, или, как говорили раньше, «низкопоклонствовать» перед Западом. Но это факт, и, скорее всего, факт медицинский. Вот вы посмотрели на эту фотографию и сразу поняли: иностранцы. А почему?
Вот и я потому же. Потому что потому.
Елки зеленые, вьетнамцы пьют шампанское! А что скажет ихняя коммунистическая партия? Скажет, что гроссмейстеры морально разложились и не смогли выполнить поставленную перед ними задачу.
Нгуен и Ле Кван! если что, валите все на меня. Скажите, что это монтаж и провокация. А лучше всего – скажите, что это лимонад «Колокольчик».
Этих молодых людей я тоже снимал на открытии. Это бангладешцы (проще говоря, бенгальцы). Тот, что справа – мастер Хоссейн Энамул, уже наделавший шума на Кубке мира. Слева - Назир Ахмед.
По их лицам видно, что лавров на «Аэрофлот-опен» они не снискали.
Валя Гунина и Саша Рахманов.
Максим Ноткин и Владимир Шишкин.
Алексей Кузьмин (справа) и... не знаю, кто напротив. Извините.
Ян Непомнящий и Володя Поткин. Или Володя Поткин и Ян Непомнящий.
Команда победителей. Теперь главное – чтобы не распалась.
На этом прощаюсь. На «Аэрофлот-опен» для вас работал Илья Одесский. До новых встреч.
|