пятница, 29.03.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Freestyle Chess09.02

Энциклопедия

Владимир
НЕЙШТАДТ

ПОСМЕЛ КРИЧАТЬ НА СТАЛИНА

Избрание Крыленко председателем Исполбюро шахсекции при ВСФК Ю.Авербах ("О чем молчат фигуры", глава "Верховный главнокомандующий") объясняет тем, что референт пламенного златоуста партии некто М.Греков был шахматистом и однажды привел своего шефа в клуб госслужащих.

Крыленко начал его регулярно посещать, познакомился там с Н.Григорьевым, В.Ненароковым, Б.Блюменфельдом, А.Рабиновичем… Они-то, пишет Авербах, и обратились к Крыленко с просьбой возглавить оргкомитет по созыву третьего объединительного съезда.

Нет, Юрий Львович, на самом-то деле за этим стояли совсем не те, кого вы называете…

Как-то в старой подшивке "Шахмат в СССР" я прочел воспоминания одного из первых в СССР шашечных мастеров Василия Руссо и с удивлением узнал, что он, Руссо, оказывается, был первым, до Крыленко, руководителем советских шахмат (хотя и очень недолго). Вот его воспоминания, слово в слово.

"В самом начале 1924 г. - в январе-феврале, я был вызван начальником Главного управления Всевобуч К.А.Механошиным, который, зная мою предыдущую работу по распространению шахмат и шашек в период 1920-1923 г. в Москве и мою связь и знакомство с тогдашним шахматно-шашечным миром, предложил мне взять на себя организацию шахматно-шашечного движения в СССР через Высший совет физической культуры, где он состоял заместителем председателя. Это предложение было как нельзя кстати. Проводимая мною к тому времени по Москве шахматно-шашечная работа по профсоюзной линии не охватывала всего движения в целом. Школьные, военные и полувоенные секции были беспризорные. Нужна была более широкая, завершающая организация, которая могла бы охватить все учреждения и предприятия и руководить ими в целом. Наиболее приемлемой формой такого завершения и была физкультурная организация. Нужно было только продумать внутреннюю идеологическую связь между шахматами и шашками и физической культурой. Я охотно принял предложение.

Приблизительно в средних числах марта 1924 г. на заседании Высшего совета физической культуры под председательством Н.Семашко мною был сделан доклад, основные положения которого были впоследствии изложены в статье "Шашки и шахматы и их место в физической культуре", помещенный в первом шашечном отделе журнала "Красный спорт" (№ 13-14 за 1924 г.). Там же была приведена и резолюция собрания, которая была вынесена по данному докладу:

1) признать шахматы и шашки одним из видов спорта, подлежащих на общих основаниях ведению советов физической культуры;

2) организовать шахматно-шашечные секции как при Высшем, так и при всех губернских и уездных советах физической культуры.

Помню, я особенно настаивал, чтобы секции именовались не просто шахматными, но обязательно именно шахматно-шашечными. Мнения присутствовавших склонились в мою сторону, и предложенное наименование было принято.

После принятия этого постановления встал вопрос о необходимости приглашения авторитетного лица, которое должно было возглавить вновь нарождавшуюся организацию. Тогда К.А.Механошин, зная с моих слов об особом интересе, проявляемом к шахматам тов. Крыленко, предложил его кандидатуру. Я указал, что лучшей кандидатуры шахматно-шашечная общественность себе и не мыслит и общим голосованием председателем шахматно-шашечной секции при Высшем совете физической культуры был утвержден Н.В.Крыленко".

Константин Мехоношин. Россия шахматная и не подозревает, сколь многим обязана этому человеку, провозгласившему курс на шахматизацию молодой страны Советов по "линии" спортивных организаций. Фактически он на 75 лет опередил МОК, признавший шахматы спортивной дисциплиной только в 2000 году.

Состоявшийся в августе того же года в Москве I Всесоюзный шахматно-шашечный съезд Крыленко почему-то не почтил своим присутствием (если верить отчету в "Шахматном листке", "первый шахматист" СССР находился в это время в отпуске; "от имени ВСФК" съезд открывал Руссо, он им и фактически руководил). Другая странность: Мехоношин (его фамилия чаще пишется через "о"), собственно, и инициировавший "перевод шахмат и шашек на государственные рельсы" - как спортивные дисциплины, на этом историческом съезде также не присутствует и даже не значится среди почетных членов президиума, коими были избраны Крыленко (почетный председатель), Рыков, Троцкий, Семашко, Стеклов, Догадов, Лепешинский и Затонский.

Большинство из этих людей имели непосредственное отношение к охватившей СССР в конце 1925 года шахматной горячке. Возглавивший после Ильича Совнарком Алексей Рыков изыщет возможность выделить из госбюджета разоренной Гражданской войной и разрухой страны 30000 рублей золотом на I Московский международный турнир, прорвавший "культурную блокаду" (турнир этот как раз и был предначертан съездом, одной из его резолюций). Александр Догадов в 20-е был одним из вождей ВЦСПС, за его подписью выходили важные постановления, позволявшие шахматам опереться на мощное плечо профсоюзов. Юрий Стеклов, главред "Известий", в 1922-м выдал карт-бланш Николаю Григорьеву, и тот стал щедро рассыпать на известинских страницах шахматный бисер, его замечательный отдел (первый в центральной советской печати) регулярно выходил в течение 12 лет. В первый приезд Эмануила Ласкера в Советскую Россию Стеклов (в 30-е репрессированный - как и Рыков, и Догадов) радушно принимал великого чемпиона в своем известинском кабинете. Пантелеймон Лепешинский, что малоизвестно, также рассматривался в 1924-м как кандидат в шахматные вожди. Писано-переписано, как Ильич, не передвигая фигур, за несколько минут разгадал его незатейливую задачку-трехходовку.

А вот насчет привязанности к мудрой игре Льва Троцкого советские шахматные историки, естественно, не распространялись. В своей книге о "втором человеке в русской революции" (изданной в 90-е) Дмитрий Волкогонов цитирует письмо Троцкого из Вены петербургскому меньшевику Сверчкову: "...предлагаю тебе шахматную партию по переписке. Сим начинаю: 1. е2-е4, если ты делаешь 1. е7-е5, то 2. Конь gl-f3, если ты делаешь 2. Кb8-с6, то я хожу 3. Слон fl-c4. Жду от тебя ответа. Твой Лев".

"Пользуясь случаем, - пишет далее Волкогонов, - скажу, что Троцкий был хорошим шахматистом, не раз играл против Ленина, правда, не знаю, в чью пользу заканчивались те партии".

Будучи наслышан о высоких качествах Троцкого-шахматиста, начальник Всевобуча МВО (фамилию его Волкогонов в книге не называет, далее "вскроется", кто это был...) в июле 1921-го шлет наркому приглашение:

"Зная о Вашем интересе в прошлом к шахматному искусству, считаю долгом довести до Вашего сведения, что в помещении центрального Военно-спортивного клуба Всеобуча им. Ленина по Камергерскому переулку дом №. 5, кв. 99, организован Московский чемпионат - турнир при участии следующих лиц: маэстро Дуз-Хотимирский, В.И.Ненароков, Н.И.Греков, Н.Д.Григорьев, Н.М.Зубарев, А.Ф.Ильин-Женевский, Н.М.Павлов, Н.И.Цукерман, М.Г.Кляцкин, Н.П.Целиков и другие... Не осмеливаясь оторвать Вас от Государственных дел прямым приглашением на состязания, был бы счастлив Вашим присутствием в стенах означенного клуба.

При сем прилагаю выдающуюся хронику шахматного дела за последний период времени в Европе и в Америке. Имеющиеся записанные партии Ласкера и Капабланки будут по Вашему желанию представлены незамедлительно..,"

Можно предположить, что шахматным партнером вождя мирового пролетариата был и Мехоношин. По воспоминаниям одной из его сестер, Марии, он заходил к председателю Совнаркома Ленину запросто, выполнял многие его личные поручения. И может, это Ильич как-нибудь мимоходом и подал Мехоношину прекрасную идею охватить молодую страну Советов игрой, для которой нужен простенький инвентарь? (Уж кто-кто, а Ленин-то прекрасно знал, что двадцатью годами ранее решительно двинула мудрую игру в пролетарские массы германская социал-демократическая партия. На ее деньги в начале ХХ века были изготовлены десятки тысяч шахматных досок с фигурами, продававшихся по сказочно низкой цене - 15 пфеннигов (7 копеек) за комплект, при этом, каждому, кто его приобретал, бесплатно полагалось краткое руководство по шахматной игре).

Кстати, в 1-м составе Совнаркома Мехоношин был товарищем (заместителем) Крыленко, одного из трех наркомов по военным и морским делам (двумя другими были Антонов-Овсеенко и Дыбенко). Назначенный в 1921-м замом Н.Подвойского, главы Всевобуча, Константин Александрович (ему было тогда слегка за 30) сразу же стал продвигать спорт в массы (написал книгу "Физическое воспитание и боевая подготовка Красной Армии"), причем и личным примером. Он прекрасно плавал, был отменным гимнастом. Форпост армейского спорта - ЦСКА ведет отсчет своей славной родословной от опытно-показательной военно-спортивной площадки Всевобуча (ОППВ), организованной в 1922-м в Сокольническом районе Москвы не кем иным, как Мехоношиным.

"Начальником Всевобуча Московского военного округа, - вспоминает в "Записках советского мастера" Ильин-Женевский, - был в это время В.Н. Руссо (таким образом, он и есть автор вышеприведенного письма Троцкому - В.Н.). Первое большое дело, которое сделал т. Руссо, была организация в Москве центрального шахматно-шашечного клуба. Вместо несчастных маленьких комнат по частным квартирам, в которых мы ютились, мы перебрались в большую светлую отапливаемую квартиру в центре Москвы в Камергергерском (ныне Мхатовском) переулке. У нас оказалась даже такая роскошь, как два балкона, где в летнее время обычно также устанавливались шахматные столики".

Некоторые сведения о Руссо привел в книге "Мастера шахматных турниров" (1983) ленинградский мастер В.Голосуев (ныне покойный).

Родился в 1888-м в Петербурге, прошел шахматно-шашечную "академию" ресторана "Доминик", одновременно учась в Петербургской Академии художеств. Работал заместителем директора Государственной Третьяковской галереи. По проекту Руссо в Малоярославце был установлен памятник русским воинам, сражавшимся в Отечественной войне 1812 года. Выполненный им бюст Горького долгое время находился во МХАТе.

Руссо - автор шашечного руководства, неоднократно переиздававшегося, покуда он состоял в исполкоме Всесоюзной шахматно-шашечной секции (по-нынешнему - федерации). На одном из ее съездов в 1927-м обвинил Крыленко в высокомерном отношении к шашкам, пригрозив, что шашисты выделятся в самостоятельную секцию (это случится только в 1951-м)...

В начале 1938-го арестовывают Крыленко, вскоре в "Шахматах СССР" появится сообщение о "пленарном заседании обновленной шахсекции". Прежней - всадят по полной программе: отрыв от низовых организаций, торможение роста квалификации, бессистемность и беспринципность и что самое жуткое - потеря политической бдительности, невыполнение директив партии. Когда в 1938-м председателем бюро шахсекции становится М.Ботвинник (вместо Крыленко), шашечную комиссию вверяют мастеру В.Гилярову - вместо Руссо, который после этого, кажется, уже никак не обозначит себя в шахматно-шашечном процессе. Исчезают его публикации со страниц газеты "64"... Дата его смерти, указанная в книге Голосуева, - 1942-й. Известный в СССР собиратель шашечных книг Миклашевский, живший в Новосибирске, говорил мне, что Руссо, вероятно, был репрессирован и расстрелян.

На этом коллективном фото участников шашечного чемпионата СССР 1927 года Василий Руссо по праву занимает почетное место центрового (сидит в 1-м ряду за столиком).

Кстати, на 100-летие Василия Николаевича советская шахматно-шашечная печать не обмолвилась о нем ни словечком (а ведь если бы он на том историческом совещании ВСФК не настоял, "чтобы секции именовались не просто шахматными, но обязательно, именно шахматно-шашечными" - не было бы тогда, наверное, в СССР и шашечного движения как такового…).

А вот к 100-летнему юбилею родившегося в том же 1888-м мастера Алексея Селезнева "Шахматный бюллетень" (напомню, было такое приложение к журналу "Шахматы в СССР") сподобился на небольшую публикацию, пусть и не объяснившую до конца жизненную драму мастера, подборку его партий и этюдов. До этого Селезнев, окончивший свои дни вдали от Родины во французском городе Бордо, был вычеркнут из истории советских шахмат - а почему, толком никто и не знал (надеюсь, я еще расскажу читателям Chesspro об удивительной одиссее Алексея Селезнева, одного из ведущих советских мастеров и популяризаторов шахмат 20-х годов, замечательного этюдиста).

Пора прояснить и загадку судьбы Василия Руссо…

Мехоношин (в гражданскую - член Реввоенсовета республики, возглавлявшегося Троцким), естественно, не пережил повальную "зачистку" комсостава РККА. Хотя от военных дел к тому времени и отошел, руководил Всесоюзным научно-исследовательским институтом океанографии и морского хозяйства. Взяли его в 37-м, в 38-м - расстрелян.

А обречен он был, пожалуй, еще с Гражданской. Осенью 1918-го Троцкий назначил командующим Южным округом генерала Сытина, однако Реввоенсовет фронта (Сталин, Минин, Ворошилов) этого старого военспеца от командования самочинно отстранил. Троцкий немедля отправил на "разборку" члена Реввоенсовета республики Мехоношина. Тот, прибыв в Царицын, посмел кричать на будущего Генсека, закусившего, однако, удила и так и не подчинившегося приказу РВСР. Поколебавшись, Москва отозвала Сталина, Сытин остался, а новым членом Реввоенсовета Южфронта (из которого вывели также и Ворошилова с Мининым) назначили Мехоношина. Такого Сталин никому не прощал.

Все материалы

К Юбилею Марка Дворецкого

«Общения с личностью ничто не заменит»

Кадры Марка Дворецкого

Итоги юбилейного конкурса этюдов «Марку Дворецкому-60»

Владимир Нейштадт

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 1

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 2

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 3

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 4

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 5

«Встреча в Вашингтоне»

«Шахматисты-бомбисты»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 3-я»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 4-я»

«От «Ультры» – до «Эшелона»

Великие турниры прошлого

«Большой международный турнир в Лондоне»

Сергей Ткаченко

«Короли шахматной пехоты»

«Короли шахматной пехоты. Часть 2»

Учимся вместе

Владимир ШИШКИН:
«Может быть, дать шанс?»

Игорь СУХИН:
«Учиться на одни пятерки!»

Юрий Разуваев:
«Надежды России»

Юрий Разуваев:
«Как развивать интеллект»

Ю.Разуваев, А.Селиванов:
«Как научить учиться»

Памяти Максима Сорокина

Он всегда жил для других

Памяти Давида Бронштейна

Диалоги с Сократом

Улыбка Давида

Диалоги

Генна Сосонко:
«Амстердам»
«Вариант Морфея»
«Пророк из Муггенштурма»
«О славе»

Андеграунд

Илья Одесский:
«Нет слов»
«Затруднение ученого»
«Гамбит Литуса-2 или новые приключения неуловимых»
«Гамбит Литуса»

Смена шахматных эпох


«Решающая дуэль глазами секунданта»
«Огонь и Лед. Решающая битва»

Легенды

Вишванатан Ананд
Гарри Каспаров
Анатолий Карпов
Роберт Фишер
Борис Спасский
Тигран Петросян
Михаил Таль
Ефим Геллер
Василий Смыслов
Михаил Ботвинник
Макс Эйве
Александр Алехин
Хосе Рауль Капабланка
Эмануил Ласкер
Вильгельм Стейниц

Алехин

«Русский Сфинкс»

«Русский Сфинкс-2»

«Русский Сфинкс-3»

«Русский Сфинкс-4»

«Русский Сфинкс-5»

«Русский Сфинкс-6»

«Московский забияка»

Все чемпионаты СССР


1973

Парад чемпионов


1947

Мистерия Кереса


1945

Дворцовый переворот


1944

Живые и мертвые


1941

Операция "Матч-турнир"


1940

Ставка больше, чем жизнь


1939

Под колесом судьбы


1937

Гамарджоба, Генацвале!


1934-35

Старый конь борозды не портит


1933

Зеркало для наркома


1931

Блеск и нищета массовки


1929

Одесская рулетка


1927

Птенцы Крыленко становятся на крыло


1925

Диагноз: шахматная горячка


1924

Кто не с нами, тот против нас


1923

Червонцы от диктатуры пролетариата


1920

Шахматный пир во время чумы

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум