5 июля 1854 года в Филадельфийском музее Соединенных Штатов Америки вспыхнул пожар. Огонь беспощадно уничтожал экспонаты. Вот он подполз к фигуре турка, склоненной над шахматной доской. Лицо куклы стало оплывать, на шахматные фигурки, словно слезы, закапал расплавленный воск. А когда пламя коснулось экзотических одежд турка, он как-то странно откинулся назад и слился с бушующим морем огня и пепла. Так закончил свою жизнь знаменитый шахматный автомат Кемпелена, в течение двух веков поражавший воображение народов Старого и Нового Света… Рождение легендыОсенью 1769 года ко двору австрийской императрицы Марии-Терезии был приглашен французский физик Пеллетье, славившийся своими магнитными опытами. В те времена они традиционно облекались в форму фокусов. Заинтригованная императрица попросила своего придворного советника Кемпелена объяснить ей непонятные явления и трюки.
Вольфганг (Фаркаш) фон Кемпелен, венгр по происхождению, был видным государственным деятелем, выдающимся изобретателем и механиком. Он создал много оригинальных приспособлений и конструкций: паровую машину, гидравлическую систему знаменитых фонтанов в Шенбруннском дворце, пишущий прибор для слепых. Ему, в частности, принадлежит проект канала между Дунаем и Адриатическим морем. Занимая высокие государственные посты советника казначейства и управляющего соляной промышленностью, составлявшей императорскую монополию, Кемпелен располагал достаточными возможностями для осуществления своих инженерных замыслов. Но то была эпоха не только великих открытий, но и великих обманов и заблуждений, время поисков философского камня и эликсира вечной молодости, время, когда при дворах европейских столиц подвизались такие блистательные авантюристы, как Калиостро и Казанова. И Кемпелен был сыном своего времени... Фокусы Пеллетье показались ему детской забавой, но натолкнули на неожиданную идею, которой суждено было обрести бессмертие. - Ваше величество, - поклонился императрице Кемпелен, - я мог бы вам показать нечто более интересное… - Ловлю вас на слове, - сказала Мария-Терезия. По высочайшему повелению изобретатель был освобожден от всех служебных обязанностей и на полгода удалился в свое имение в Прессбурге (ныне Братислава). В один из февральских дней 1770 года в венский дворец Хофбург было доставлено странное сооружение. Придворные окружили таинственный предмет, пытаясь отгадать, что придумал неистощимый Кемпелен. Но вот он сдернул атласное покрывало, и все застыли в немом изумлении. Перед взорами присутствующих предстала фигура турка, облаченного в пестрый восточный наряд. Турок сидел за деревянным сундуком. Его голова, покрытая чалмой, была чуть опущена, а глаза невидящим взглядом уставилась на шахматную доску с массивными фигурами. - Ваше величество, - торжественно произнес Кемпелен, - предложите кому-нибудь сыграть с автоматом партию в шахматы. - Господа, - улыбнулась Мария-Терезия, - кто примет вызов? - Я! - отозвался молодой вельможа, слывший сильным шахматистом. Кемпелен подошел к сундуку, вставил в отверстие ключ и завел пружину. И тут турок ожил. Голова его стала покачиваться из стороны в сторону, а глаза свирепо вращаться в орбитах. Затем он медленно протянул вперед руку, поднял с доски королевскую пешку, передвинул ее на два поля и замер в ожидании. Гул удивления пронесся по залу. Вельможа снисходительно улыбнулся. Игра началась. Но вот турок трижды кивнул головой и победоносно оглядел собрание. Вельможа вопросительно взглянул на Кемпелена. - Это значит, что вам шах, - заметил Кемпелен. - И мат, - добавил он с лукавой усмешкой. - Невероятно! - воскликнул уязвленный придворный. - В ящике спрятан человек! Этого обвинения Кемпелен, конечно же, ожидал. Он молча подошел к сундуку и отворил дверцы. Внутренность была заполнена шестеренками, зубчатыми передачами, рычагами, валиками. Механический шахматист был безупречен. Демонстрация автомата не ограничивалась шахматной партией. Кемпелен доставал из ящика шесть миниатюрных досок с заранее расставленными позициями и предоставлял публике возможность оценить шансы сторон. Затем он предлагал выбрать любую из этих позиций и защищать любой цвет фигур, но только при одном условии: первый ход всегда принадлежал турку. И он всегда побеждал. В заключение кто-либо из зрителей ставил коня на одно из полей шахматной доски, и турок обскакивал им все 64 клетки, ступая на каждую только по одному разу (так называемый "эйлеровский ход коня"). Добровольцы вели запись, но автомат никогда не ошибался. Молва о необыкновенном изобретении разнеслась по всей стране. Респектабельные бюргеры приезжали в Вену, чтобы увидеть волшебного турка. История сохранила воспоминания очевидцев. Одно из них принадлежит Карлу фон Виндишу, бургомистру Прессбурга, человеку образованному и любознательному. В 1783 году он выпустил небольшую книжечку под названием "Письма о шахматном автомате господина фон Кемпелена". Следующий отрывок позволяет не только воссоздать картину демонстрации автомата, но и понять чувства, владевшие зрителями. "Предположение, что автомат управляется человеком, возникало уже в первые минуты демонстрации, - пишет Виндиш. - Многие зрители были в этом настолько убеждены, что не стеснялись высказывать свое мнение вслух. Но всех нас ожидало потрясение, когда господин фон Кемпелен раскрыл настежь дверцы ящика. При этом он поворачивал автомат во все стороны, освещал его внутренность свечой, приподнимал одежды турка, разрешал заглядывать в любые щели. Когда же мне, несмотря на все старания, не удалось обнаружить ни одного подозрительного предмета величиной хотя бы со шляпу, моему самолюбию был нанесен жестокий удар. Такое же чувство испытывали и остальные зрители, что красноречиво отражалось на их вытянувшихся лицах. Одна пожилая дама, вспомнив сказки своего далекого детства, горько вздохнула, перекрестилась и отошла к оконной нише прочь от нечистой силы, которая, по ее убеждению, скрывалась в ящике. Впоследствии я не раз осматривал автомат, испытывал его на все лады, играл с ним в шахматы и должен откровенно признаться, что ничего не понял. Утешаюсь мыслью, что и другие, более сведущие в механике люди, оказались в таком же положении: никто не смог раскрыть секрета… Если это обман, то пусть будет так! Во всяком случае, это такой обман, который делает честь человеческому гению, обман потрясающий и непостижимый…" Публика не спускала глаз с изобретателя, подозревая, что он каким-то образом связан с автоматом и руководит его игрой. Большей частью произносилось загадочное слово "магнетизм". Однако Кемпелен разрешал ставить между собой и автоматом магнит, что, разумеется, на игре турка никак не отражалось. В нескольких шагах от автомата находился небольшой столик. Во время демонстрации изобретатель ставил на него маленькую шкатулку, куда то и дело с таинственным видом заглядывал. На вопросы зрителей он отвечал, что в шкатулке находится "главный секрет", без которого автомат играть не может. Кемпелен недолго демонстрировал свой автомат в Вене, придворного советника ждали непосредственные служебные обязанности. В начале 1771 года турок был "законсервирован" и целых десять лет не подавал признаков жизни. В 1781 году сын Екатерины II, наследник русского престола Павел со своей женой Марией Федоровной отправился в путешествие по Европе. Первым городом на пути великокняжеской четы была столица Австрии Вена. Император Иосиф II (сын Марии-Терезии) захотел удивить русского принца чем-нибудь из ряда вон выходящим. И тогда советники напомнили ему о шахматном автомате. Снова был призван Кемпелен, и в назначенный срок подновленный турок предстал во всем своем загадочном обличии перед будущим русским царем и его свитой. Шахматный турок привел Павла в изумление. Он уговорил австрийского императора отправить Кемпелена в поездку по Европе, пригласив его заодно и в Россию. Такой поворот событий не входил в расчеты Кемпелена. Создавая для Марии-Терезии игрушку, он не предполагал, что это повлечет столь неожиданные последствия. Однако отказываться от монаршего повеления он не мог и решил взять с собой еще один автомат, чтобы поддержать свой престиж изобретателя. Как раз в это время он занимался изучением механизма человеческой речи и работал над созданием "говорящей машины". Машина представляла собой ящик, куда при помощи небольших мехов нагнетался воздух. Струя воздуха, проходя по трубкам, заставляла колебаться специальные пластины, вызывая звук определенной высоты. Членораздельность речи достигалась системой клапанов, прерывающих воздушный поток. Когда клавиши нажимались в определенной последовательности, звуки угадывались как слова. Поскольку вибрирующие пластины были сделаны из металла, а резонирующее устройство - из дерева, машина произносила слова неестественным тоном, напоминающим голос ребенка. Вот почему в некоторых источниках она называется куклой, имитирующей детскую речь. Свой многолетний труд Кемпелен подытожил в 1791 году, выпустив в Вене книгу "О механизме человеческой речи и устройстве говорящей машины". Готовясь к поездке по Европе, Кемпелен целый год провел в уединении, совершенствуя свои автоматы. Не обошлось и без нововведений. Турок уже не только играл в шахматы, но и отвечал на вопросы, иными словами, давал интервью. Вот одна из "пресс-конференций", описанная немецким математиком Карлом Фридрихом Гинденбургом в книге "О шахматном игроке господина фон Кемпелена", изданной в Лейпциге в 1784 году. - Сколько вам лет? - 192 месяца. (Восточные народы считают на луны). - Вы женаты? - У меня много жен. (Ага, значит, гарем). - Что находится в шкатулке? - Часть секрета. (Главное - таинственность). - Как и благодаря чему эта машина управляется? - Разве вы не видели? (Разумеется, видели. Кемпелен, как всегда, показывал внутренность ящика). Конечно же, турок всего этого вслух не произносил. Перед ним ставилась дощечка с алфавитом, он указывал пальцем на соответствующие буквы, а демонстратор слагал из них слова и фразы. Любопытно, что в ответ на вопрос, сколько вариантов содержит шахматная партия, турок показывал на единицу, а затем многократно на ноль, как бы демонстрируя бесконечность. Но не мог же турок слышать вопросы зрителей! Не мог. После каждого вопроса демонстратор "колдовал" у "главного секрета", а затем заводил автомат разным числом поворотов ключа, имитируя связь с машиной. В начале 1783 года Кемпелен с женой, двумя детьми и помощником, известным под именем "господин Антон", отправился в двухлетнее путешествие по Европе. Главной целью своих гастролей он избрал Париж. И это не случайно. Во второй половине XVIII века столица Франции была законодательницей шахматных мод. Здесь жил сильнейший шахматист мира Франсуа Андре Даникан-Филидор, а шахматное кафе "Режанс" пользовалось известностью далеко за пределами страны. "Париж, - писал в 1761 году французский философ Дени Дидро, - это то место в мире, а кафе "Режанс" - то место в Париже, где в шахматы играют лучше всего". В Париже турок сражался успешно, хотя и проиграл несколько партий французским мастерам. На вопрос, готов ли он встретиться с Филидором, скромно отвечал: "Мне не следует состязаться с таким сильным игроком". Тем не менее эта встреча состоялась. Филидор находился в зените своей славы. Его знаменитый учебник - "Анализ шахматной игры" занимал почетное место в библиотеках известных политиков и великих мыслителей. Он наголову превосходил всех европейских шахматистов и играл с ними не иначе, как со значительной форой или не глядя на доску. Филидор был не только сильнейшим шахматистом мира, но и выдающимся композитором, одним из создателей французской комической оперы. Он на себе изведал нелегкие условия жизни артистов и всегда относился к собратьям по сцене с уважением, пониманием, терпимостью. На этих чувствах и попытался сыграть Кемпелен, когда за день до встречи попросил у Филидора аудиенцию. Их беседу воспроизвел впоследствии старший сын композитора Андре. - Я не волшебник, - сказал Кемпелен, - и шахматный автомат играет не сильнее меня. Но сейчас это мой единственный источник заработка. Если автомат одержит над вами победу, то об этом сообщат газеты и мое существование будет обеспечено. Филидор был смущен. Шахматное самолюбие боролось с присущим ему альтруизмом. Он ответил уклончиво: - Я могу проиграть только в том случае, если ваш автомат проявит достаточную силу. Встреча состоялась в Парижской академии наук. Турок не оказал достойного сопротивления и потерпел поражение. Видимо, ему было свойственно волнение. Не остался безучастным и Филидор. По свидетельству того же Андре, ни один другой шахматный поединок не оставлял отца таким взволнованным. Поражение, однако, не умерило всеобщего интереса. Только теперь в случае неудач (впрочем, весьма редких) на вопрос, как играл его соперник, турок отвечал: "Так же хорошо, как Филидор". Имя Филидора стало для Кемпелена щитом и рекламой. К этому времени относится встреча Кемпелена с одним из прославленных людей XVIII века, знаменитым ученым, философом и политическим деятелем Бенджамином Франклином. Франклин жил в Париже, возглавляя дипломатическую миссию североамериканских колоний, восставших против английской короны. Еще до того, как шахматный автомат появился в Париже, Франклин проявил к нему живой интерес. Его венский корреспондент М.Вальтравер в письме, датированном 12 декабря 1782 г., сообщал: "Это письмо я пишу по просьбе г-на Вольфганга фон Кемпелена, советника его императорского величества по финансовым вопросам. Он получил отпуск на два года и готов посетить Париж, Брюссель и Англию. Кемпелен намерен выставить для демонстрации фигуру турка, играющего в шахматы. Это необыкновенный образец его искусства в механике и в то же время средство покрыть дорожные издержки…" Далее, описав внешний вид автомата, Вальтравер заключает: "Я сам дважды присутствовал на представлениях, но так и не смог определить, кто управляет механизмами автомата. Все это достойно изумления". Когда Кемпелен прибыл в Париж, Франклин посетил несколько демонстраций автомата. По воспоминаниям внука, он был восхищен игрой автомата. В архиве Франклина сохранилось коротенькое письмо, адресованное ему Кемпеленом: "Если я, - пишет изобретатель, - сразу после возвращения из Версаля не обратился к Вам с просьбой вновь посетить демонстрацию шахматного автомата, то только потому, что мне понадобилось несколько дней, чтобы наладить мою другую машину, которую я бы тоже хотел Вам показать". Речь шла о "говорящей машине". Выдумка Кемпелена пришлась ученому по душе. Франклин снабдил его рекомендательным письмом к саксонскому графу фон Брюлю (шахматному партнеру Филидора), проживавшему в Лондоне, что в немалой степени облегчило неспокойную жизнь путешественника. Видимо, Франклин расценивал публичный показ автомата как одно из средств популяризации шахмат, чему всячески содействовал. Кемпелен побывал в Лондоне, провез турка по немецким городам и в конце 1784 года вернулся в Австрию, прекратив публичные демонстрации автомата. Его ждали настоящие дела, которым стоило посвятить жизнь. Кемпелен умер в 1804 году, унеся с собой тайну. О чудесном автомате стали уже забывать, как вдруг он объявился снова.
Полная треволнений жизнь маленького бродячего театра продолжалась. Филадельфия, Бостон, Вашингтон, Ричмонд, Новый Орлеан и другие города предоставляли свои лучшие залы. Турок не знал неудач. Шлумбергер находился в расцвете творческих сил и был, бесспорно, лучшим шахматистом континента. Успех и кассовые сборы превосходили все ожидания, но иногда приходилось терпеть и убытки. Два предприимчивых брата-близнеца построили свой шахматный автомат. Вряд ли Мельцеля беспокоила конкуренция, скорее всего он опасался, что неопытные плагиаторы будут пойманы с поличным, и взрывная волна обрушится на него самого. Он вступил с братьями-разбойниками в переговоры, купил никчемную машину за 1000 долларов и демонтировал ее. Еще один шахматный автомат, сконструированный неким Бэлкомом, обошелся ему значительно дороже - в 5000 долларов. Но игра стоила свеч: Мельцель переоборудовал его в карточного игрока, на некоторое время расширив репертуар своего иллюзиона. Однако судьба готовила ему новые испытания. В 1834 году в парижском журнале "Пестрые картинки" появилась статья Жака Франсуа Муре о шахматном автомате. Что побудило долголетнего помощника Мельцеля раскрыть тайну? Об этом можно только догадываться. Муре, потеряв былую шахматную мощь, видимо, оказался на мели. Давняя дружба с бутылкой требовала денег, и он решил выгодно распорядиться чужим секретом. Муре спешил не зря. Болезнь подтачивала его силы, он умер через три года в возрасте 50 лет. Мельцель получил статью Муре от своих французских друзей (экземпляр журнала был найден в его личном архиве). Радости она ему, конечно, не доставила, но большой тревоги он не испытывал. Муре назвал мастеров, игравших в автомате, однако умолчал о способах маскировки и управления. Средства массовой информации еще не были столь всесильными, как ныне, и широкой огласки в Америке предательство Муре не получило. Но когда за дело взялся знаменитый американский писатель Эдгар Аллан По, Мельцель понял, что игра проиграна. Побывав на нескольких демонстрациях автомата в Ричмонде, По написал аналитический очерк "Шахматный игрок Мельцеля", где со свойственной ему убедительностью доказал и объяснил мистификацию. Очерк впервые опубликован в 1836 году в апрельском номере журнала "Литературный курьер Юга" без подписи, но вскоре авторство По было установлено, и очерк вошел в собрание сочинений писателя. На русский язык он был переведен лишь спустя полтора столетия (журнал "Шахматы в СССР", №№ 4 и 5, 1973г.).
Это разоблачение уже нельзя было сбросить со счетов - американцы зачитывались очерком и всячески его смаковали. Демонстрация турка уже не вызывала прежнего интереса, владельцы концертных залов отказывали Мельцелю в ангажементе, начались серьезные затруднения. Мельцель метался по Соединенным Штатам как загнанный зверь. Европа была для него заказана, Россия затерялась где-то на краю света. Расстаться с турком он не мог - слишком много сил было вложено в это бездушное существо, слишком многое было с ним связано. Он так гордился автоматом, будто сам создал его. Оставалась последняя лазейка - Латинская Америка. 1838 год застал Мельцеля в Гаване. И здесь его постиг страшный удар. Беда пришла нежданно и неотвратимо: Шлумбергер заболел тропической лихорадкой и умер на руках у своего хозяина. Мельцель был в отчаянии. Одинокий бездомный человек, он успел полюбить молодого помощника как сына и уже давно делил с ним и кров, и стол. В течение десяти лет они были неразлучны, их всегда видели вместе. Смерть Шлумбергера была трагедией, сломившей несгибаемого Мельцеля. Блестящий механик и предприимчивый делец вдруг превратился в беспомощного 66-летнего старика. Все потеряло смысл. Мельцель погрузил свои пожитки на бриг "Отис", следовавший из Гаваны в Филадельфию. Он был подавлен и неразговорчив, почти не выходил из каюты. Мельцель любил играть в шахматы, особенно со Шлумбергером, но несколько партий с капитаном корабля не принесли ему радости. Он играл на редкость слабо и рассеянно. 21 июля 1838 года Мельцеля нашли в каюте мертвым и по морским обычаям похоронили в океане. Когда судно прибыло в Филадельфию, имущество умершего пошло с молотка. Турок за 400 долларов достался владельцу механических мастерских Джону Олу, через год тот в свою очередь продал его Джону Митчеллу - врачу, химику и любителю шахмат. Митчелл отремонтировал автомат, организовал шахматный клуб, и некоторое время турок служил для местных шахматистов забавой. Но вскоре развлечение наскучило, и в 1840 году Митчелл передал автомат в Филадельфийский музей на вечное безмолвие. Эту дату можно считать последней в жизни Великого Шахматного Автомата. Как и его создатель Кемпелен, он прожил 70 лет. Забытый и недвижимый стоял турок в глухом уголке музея под лестницей, пока в 1854 году случайный пожар не превратил его в горстку пепла. Это было похоже на запоздалую кремацию… Трагический финал! Все главные действующие лица грандиозной шахматной эпопеи бесследно исчезли с лица земли. Одна из партий, сыгранных автоматом в Америке, сохранилась. Она была опубликована в "Газете Соединенных Штатов" от 3 февраля 1827 года на титульной странице как самый важный материал номера! Воспроизводим комментарий газеты, заменив описательную нотацию алгебраической. «СООБЩЕНИЕВот подлинная запись интересной шахматной партии между мистером В. из Филадельфии и Автоматом, сыгранной в одном приватном обществе. Любители шахмат будут рады разобрать эту партию, в которой было сделано 108 ходов в течение пяти часов. Начата 15 января 1827 г. По жребию игру начинали черные Мистер В. - черные Автомат - белые 1...e5 2.e3 Bc5 3.d4 exd4 4.exd4 Be7 5.f4 d5 6.c4 Nf6 7.Nc3 0-0 8.Nf3 c5 9.cxd5 Nxd5 10.Bc4 Be6 11.Qb3 Nb6 12.Bxe6 fxe6 13.Qxe6+ Kh8 14.Be3 cxd4 15.Bxd4 Bh4+ 16.Kf1 Rxf4 17.Rd1 Qf8 18.Kg1 Nc6 19.Qh3 Bf6 20.Be3 Rb4 21.Rf1 Rxb2 22.Ng5 Qg8 23.Nce4 Nd4 24.Ng3 Rf8
В этой позиции после обусловленных регламентом двух часов игры партия была прервана и возобновлена спустя неделю 22 января 1827г. в 4 часа пополудни. 25.Qg4 Qd5 26.Qe4 Qxe4 27.N5xe4 Nc4 28.Bg5 Rb6 29.h4 Kg8 30.Bxf6 gxf6 31.Nh5 f5 32.Ng5 h6 33.Nh3 Ne3 34.Re1 Ndc2 35.Rc1 Rd8 36.N3f4 Rd2 37.Rh3 Rbd6 38.Rf3 Ng4 39.Ng3 Nce3 40.Nf1 Rd1 41.Rc8+ Kf7 42.Rc7+ Ke8 43.Rxb7 Ra1 44.Nh5 Rdd1 45.Nhg3
В 6 часов вечера партия была снова отложена и доигрывалась во вторник 23 января 1827г. 45...Rxa2 46.Nxf5 Rxg2+ 47.Kh1 Nf2+ 48.Rxf2 Rxf2 49.N5xe3 Rdxf1+ 50.Nxf1 Rxf1+ 51.Kg2 Rf7 52.Rb8+ Ke7 53.Rh8 Rf6 54.Rh7+ Ke6 55.Rxa7. Здесь по обоюдному согласию партия признана ничьей. Позже было установлено, что, играя (вместо 51...Rf7) 51...Ra1 с последующим 52...Ra6, черные могли защитить обе пешки, хотя и в этом случае ничья была бы неизбежна». Не безошибочная, но интересная партия - принято говорить о таком поединке. А где же обещанное число ходов - 108? Как это ни странно, автор заметки (некий Г.) считал их по полуходам, предваряя терминологию современных компьютерных программ. «Колумбово яйцо»Жизнь шахматного автомата была долгой, насыщенной бурными событиями. Он исколесил два континента, сыграл тысячи партий, будоражил умы, рождал споры. Количество публикаций, посвященных шахматным подвигам турка, выражается трехзначным числом. И невольно возникает вопрос: как воспринимали современники машину, играющую в шахматы? В XVIII и XIX веках наиболее развитой наукой была механика. Под ее влиянием сформировалась так называемая механистическая картина мира. Все происходящее в любой области бытия рассматривалось как проявление абсолютных и неизменных законов механики. Если бы для какого-либо момента, говорил французский ученый Пьер Симон Лаплас, были известны все силы, действующие в природе, и взаимное расположение ее составных частей, то можно было бы с абсолютной точностью установить, что происходило во Вселенной и что произойдет в будущем. Вера во всемогущество механики была так велика (а шахматная игра так мало изучена), что автомат Кемпелена мог восприниматься как некий "абсолют", способный определять правильные ответы в зависимости от меняющейся на шахматной доске конфигурации. Машина объявлялась вершиной технического творчества, изобретатель превозносился до небес. Вот небольшой отрывок из статьи, написанной в 1783 году французским журналистом Шретье де Мишелем: "Самая дерзновенная мечта, владевшая механиками, была мечтой о машине, которая могла бы подражать чему-то большему, нежели облику или движениям человека - венца творения. Но Кемпелен не только мечтал, он воплотил мечту в жизнь, и его шахматист, несомненно, самый удивительный автомат среди всех когда-либо существовавших…" Совсем в другие тона окрашено высказывание видного деятеля французского Просвещения Фридриха Мельхиора барона фон Гримма: "Хотя никто не мог напасть на след того метода, с помощью которого изобретатель управляет машиной, представляется очевидным, что последовательность и многообразие разумных ходов, которые нельзя предусмотреть заранее, не могли бы быть совершены машиной, если бы она не находилась под постоянным воздействием мыслящего существа". Таковы были точки зрения, таково было содержание спора, порожденного дебютом шахматного автомата на большой европейской сцене. С тех пор десятки маститых авторов брались за перья, пытаясь объяснить принцип действия и устройство автомата. Одни подходили к разгадке вплотную, другие приоткрывали над ней полог занавеса, но прошли годы, прежде чем объединенными усилиями самых проницательных умов Европы и Америки тайна двух веков была, наконец, разгадана. Но разгадана ли? Ведь если взять труды каждого исследователя в отдельности, то сразу видно, что никому из них не удалось свести воедино все технические и иллюзионные детали автомата. "Ни один мыслящий человек не сомневался, что игрой автомата руководит живой шахматист. Но каким образом он скрывается и как управляет машиной - вот гордиев узел, который чаще разрубался, чем распутывался", - писал немецкий ученый Иоганн Лоренц Бэкман еще в 1785 году. Но и сегодня, учитывая технические возможности того времени (еще не были изобретены спички), ничуть не легче разгадать, каким образом втиснутый в автомат шахматист узнавал о передвижении фигур на доске, приводил в действие механизм и вдобавок ко всему оставался невидимым. Искусный механик и неистощимый выдумщик Кемпелен расставил на пути наблюдателей множество преград и коварных ловушек. Он придумал хитроумный маскировочный маневр оператора, изобрел оригинальную систему сигнализации, сконструировал слаженный механизм управления, наконец учел психологию зрителей и эмоциональную окраску представления. Все это предопределило долгую жизнь его идеи и многочисленные подражания. Но главной находкой Кемпелена были… сами шахматы. Задумав поразить воображение людей, он выбрал едва ли не лучшую модель. Очеловечить машину, не переходя границы вероятного, удобнее всего было при помощи шахмат. В этом смысле автомат Кемпелена под стать "колумбову яйцу": задача кажется простой лишь после того, как к ней прикоснется рука гения. Симбиоз шахмат и автоматики оказался полезным для развития науки будущего - кибернетики. Шахматы стали для нее чем-то вроде творческой лаборатории или (чуть подправляя великого Гете) пробным камнем для ЭВМ. Апостолы новой науки причислили Кемпелена к своей вере. Современные книги по кибернетике нередко открываются рассказом о его шахматном автомате. Продолжение |