Все-таки нелегка доля комментатора турнира, не имеющего возможности оперировать шахами и взятиями. Ни тебе захватов, ни подножек, ни ругани на разных языках. Судья не вступает в полемику с игроками, не показывает карточек - больше того, не видно его, судью: таблички с фамилиями перевесить, раздать участникам бланки, потом забрать бланки… Участники дружелюбны, не хамят, за костюмы друг друга не хватают. Тренеры не ломают голову, кого и кем заменить. Толкучки за билетами и перепродажи оных втридорога также не наблюдается. В общем, тишь да гладь. Поэтому приходится довольствоваться несколько абстрактными наблюдениями. Заглянув в "комментаторскую кабину" к Сергею Долматову, обнаружил в зале уже знакомого милиционера. На этот раз он не стоял у входа, а сидел в середине ряда, фуражка лежала рядом на сиденье. Отрадная картина! Много говорят о шахматном всеобуче в рамках школ. Может быть, в отделениях милиции ввести обязательный шахматный ликбез - в качестве профилактики появления "оборотней"? Петр Свидлер и Ильдар Хайруллин до настоящего времени были в некотором смысле антиподами. Петр имел перед выходным три черных цвета, реализовал один белый. (У Ильдара - ровно наоборот.) Результат же пока одинаков. Понятно, Петр, обретя белые, готов был к увеличению лицевого счета, но столкнулся с эшелонированной обороной. Томашевский не зря провел выходной, тщательно подготовив вариант, который и случился затем в партии. Все шло по плану, но затем Свидлер удивил соперника на… 20-м ходу, сделав ход, не предусмотренный подготовкой. Евгений погрузился в 45-минутное раздумье, но все же аккуратно защитился и твердой рукой привел корабль в ничейную гавань.
А первым, также вничью, закончился поединок Рублевский - Хайруллин. Ильдар также грамотно подготовился к отражению активности грозного соперника и добился равновесия. Причем этот поединок завершился около 18-00, то есть через три часа после начала тура! (Это специально для тех читателей, которые не могут поверить, что шахматисты борются всерьез.)
Первую победу одержал Сергей Григорьянц. Он пошел по стопам Топалова, применив черными острый вариант с жертвой пешки в "сицилианке". Свое решение он объяснил предельно конкретно: "Сегодня я решил сыграть агрессивный дебют, а не Каро-Канн - учитывая, что соперник не в лучшей форме". Расчет оправдался. Наер пешку забрал, но перевес не получил, к тому же ему постоянно приходилось держать в уме всякие тактические ресурсы. Евгению даже удалось провести "талевскую" комбинацию с жертвой двух качеств на поле d7 (аналогично партии Таль - Ботвинник, Москва 1960), получив аж три пешки за качество. Но это оказались слабые пешки…
Долгое время позиция Дмитрия Яковенко, игравшего с Евгением Алексеевым, внушала серьезные опасения. Белые кропотливо защищались, и в конце концов игра завершилась вечным шахом. Появившись в пресс-центре, партнеры так и не выяснили, было ли у черных что-то решающее. Во время анализа они чаще обращались друг к другу, чем к зрителям - видно, пытались окончательно прояснить этот вопрос.
Витюгов получил позицию с небольшим позиционным преимуществом и мог долго "бесплатно" давить на Непомнящего. Ян, однако, проявил себя образцовым защитником: во время анализа в "студии" выяснилось, что он видел массу тактических тонкостей. И позицию удержал.
Этот эндшпиль юноши долго и увлеченно анализировали в пресс-центре. (В этом туре соперники, сыгравшие вничью, снова стали приходить "отчитываться" вдвоем.) Им активно помогал стоявший у двери Томашевский и присоединившийся вскоре Инаркиев. Эрнесто удалось выиграть красивую партию у Хисматуллина. ![]() 44...g3! И выясняется, что белые не успевают забрать слона. Здесь Денис продумал почти все время, и на 16 ходов у него осталась всего минута. Но спасения не нашел.
Любопытно, что с 1 по 4-й туры черные одерживали по одной победе в день. И вот сейчас им удалось выиграть две полновесных партии, причем безответных. После 5-го тура впереди по-прежнему Дмитрий Яковенко - 3,5 очка, а в спину ему дышат уже шесть конкурентов: Свидлер, Инаркиев, Алексеев, Хайруллин, Непомнящий и Григорьянц. Пелетон здорово уплотнился. И если прав Сергей Долматов, предположивший, что победитель наберет "+4"-"+5", значит, в ближайшее время этот спортсмен должен будет совершить рывок. Что ж, поглядим! День шестой. КАРАУЛ УСТАЛШестой тур пришелся на субботу - выходной у большинства законопослушных налогоплательщиков. Судя по всему, большинство мастеров 64-х клеток успело порядком утомиться. Юниоры Хайруллин и Витюгов согласились на ничью на 11-м ходу, поменяв пару коней. На целых два хода дольше продолжалась встреча Григорьянц - Инаркиев: партнеры не разменяли даже по пешке. Видимо, турнирное положение устраивало обе стороны.
В питерском дерби Алексеев - Свидлер ходов было сделано аж 29, но все они были уже известны (как мне удалось выяснить из он-лайна гроссмейстера Коротылева). Первый же новый ход инициировал мирные переговоры, завершившиеся полным успехом. (На циферблате у обоих гроссмейстеров оставалось почти по полтора часа - верный признак, что весь вариант стоял дома при подготовке.) Наер не получил белыми преимущества против Рублевского, и на 27-м ходу последовало соглашение на ничью в ладейном эндшпиле. Которые, как известно, не выигрываются. Томашевский с Хисматуллиным сражались на полную катушку. Впрочем, как вы узнаете из приводимого ниже интервью, Денис никогда не играет на ничью. Однако против Евгения он боролся с оглядкой, поскольку, как выяснилось при комментировании, имеет с ним резко отрицательный счет, не выиграв до сих пор ни одной партии. В позиции, где мирный договор все же был подписан, у Томашевского оставалось 6 с половиной минут на 10 ходов, а у Хисматуллина - 46 секунд! (Не считая добавления, разумеется.)
И лишь Яковенко, воспользовавшись всеобщим миролюбием, увеличил отрыв от преследователей. Он обыграл черными Яна Непомнящего (интересно, что Ян пока проигрывал только белыми). У Дмитрия стало 4,5 очка из 6, и уже на очко позади Григорьянц, Свидлер, Инаркиев, Алексеев и Хайруллин. Денис Хисматуллин: ВСЕГДА ИГРАЮ НА ПОБЕДУ
- В таком сильном турнире тебе играть еще не приходилось…
|